Вы найдете научную и популярную информацию по всем направлениям медицины,
сохранению и улучшению вашего здоровья и привлекательности.

Общение как обмен информацией

03-02-2024

5. Социально-культурный барьер понимания. Иногда причиной барьера понимания могут быть социально-культурные различия между партнерами общения. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различного объяснения тех или иных понятий. В этой ситуации можно вспомнить поговорку: "Сытый голодного не понимает". Политическое непонимание лучше демонстрирует Верховная Рада, где каждый закон долго обсуждают представители различных партий и иногда так и не принимают его. Религиозные войны в Ирландии, Турции, Афганистане свидетельствуют о том, что люди, исповедующие разные религии, также испытывают трудности общения друг с другом.

6. Барьер авторитета. Иногда препятствием может стать само восприятие партнера общения как лица определенной профессии, национальности, пола и возраста. Представьте, если ту же информацию вы услышите от вашего друга, отца или директора школы. В любом случае вы скорее сделать то, что вам было предложено? Психологи доказали, что барьер общения тем меньше, чем выше авторитет того, кто говорит, по отношению к тем, кто слушает. В некоторых случаях говорят о барьерах отношений. Речь идет о возникновении чувства неприязни, недоверия к тому кто говорит, а затем - и к информации, которую он передает.

Если исходить из того, что любая информация, поступающая к человеку, несет в себе элементы влияния на его поведение, мысли и желания с целью их изменения, то в этом смысле коммуникативные барьеры - это форма психологической защиты. Есть коммуникативные барьеры будто защищают нас от постороннего психического воздействия, возникающего в процессе обмена информацией между участниками общения.

Обычно выделяют два основных типа коммуникативного действия: авторитарную и диалогическую. Основным отличием между этими двумя типами коммуникации особенности отношений и установок, которые возникают у того, кто говорит, по отношению к слушателю.

В случае авторитарного воздействия реализуется установка "вниз", в случае диалогического - установка на равноправное общение. Установка "вниз" предполагает не только подчиненный состояние слушателя, но и то, что коммуникатор воспринимает его как пассивный объект своих влияний. В этом случае коммуникатор говорит, а слушатель слушает и некритически впитывает информацию. Предполагается, что у реципиента нет своей устойчивого мнения по определенному вопросу, а если и г, он легко может изменить его в нужном коммуникатору направлении.

В случае установки на равноправие слушатель оценивается как активный участник процесса общения, имеет право отстаивать свое мнение. Поэтому в диалогическом, равноправном общении слушатель не выступает как пассивный созерцатель, а вынужден заниматься активным внутренним поиском собственной позиции обсуждаемому вопросу.

Итак, эффективному общению могут мешать различные препятствия, связанные с непониманием. Препятствием для понимания может быть характер восприятия партнеров общения, обусловлен их личностными установками. Существенным препятствием также смысловые барьеры, связанные с различиями значений, направленных разными людьми в те слова, символы (вербальные и невербальные атрибуты общения).


Другие статьи по теме:
 Школьная тревожность
 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ШКОЛЫ И КОНЦЕПЦИИ
 Бихевиоризм
 Персоналистические направления современной психологической науки
 Профессиограмма ветеринарного врача

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

www.klub7v.ru 2018 Современная медицина